Автор: Виктория Полянцева | Сын спрашивает отца: - Папа, а за сколько ты сможешь прочитать «Войну и мир»? Отец отвечает: - Думаю, баксов за сто, сынок...
В
том анекдоте отец мальчика не слишком принципиально подошел к вопросу.
Многие современные родители с грустью констатируют, что их дети не
возьмутся за книгу ни за какие коврижки.
Нечитающий ребенок вызывает чувство тревоги у тех,
кто его любит. Не случайно в голове родственников рисуются страшные
картины: не приняли учиться в гимназию, отстает от сверстников, не
поступил в ВУЗ, не получил престижной специальности и пр.
Оптимизма ради стоит заметить, что, вырастая,
многие нечитавшие дети лидируют в бизнесе и хорошо выстраивают свои
отношения с окружающими. Разве что преуспевающими филологами им не стать.
Впрочем, мудрые родители понимают, что дело не
только в успехе. Помните, как мы жадно «глотали» крапивинские новеллы,
прячась с фонариком под одеялом? Мама не разрешала, потому что время
перевалило за полночь. Но разве можно было остановиться? А теперь наше чадо почему-то лишает себя такого наслаждения.
Ну и конечно, не хлебом единым жив человек… Не будем повторять штампы о «сокровищнице мирового духа…» и пр.
Что провоцирует ребенка на нелюбовь или равнодушное отношение к чтению?
Нечитающие родители.
Причем не просто нечитающие, а пренебрегающие
КНИГАМИ. Если малыш с рождения видит спину папы, уткнувшегося в монитор
компьютера, и маму, обложившуюся журналами «Лиза» - психологи и
педагоги утверждают, что привить его любовь к книге будет
проблематично. Не думайте, что если Вы увлеченно читаете дамский форум,
ребенок воспылает любовью к Некрасову.
Неверный способ обучения чтению.
Если
не вдаваться в методические подробности, могу только предостеречь
ответственных родителей от побуквенного обучения ребенка чтению.
Помните, в начальной школе нас учили правильно называть буквы алфавита? «Ка», «Эль», «Эм», «Эн» и т.д. Мама была отличницей и помнит со школьной скамьи, что нет буквы «Рэ», а есть буква «Эр». И старательно учить малыша называть буквы по имени. А потом недоумевает, почему детка не может узнать слово, прочитав «ЭМ… А… ЭМ… А». Мама нервничает, ребенок с гневом отшвыривает книгу.
В эту же категорию попадает азбука с картинками («М» - машина и
пр). Потенциально опасна такая азбука для малыша с тонким слухом. В
частности, буква «М» может обозначать два звука [м] (твердый) и [м’]
(мягкий). Привыкнув ассоциировать букву «м» с «машиной» (где звук [м] твердый), ребенок может споткнуться на чтении слова «мяч» (где звук [м] мягкий).
Умерьте на время свой благородный пыл и почитайте основы методик обучения чтению. Обязательно найдите материал, где описываются не только преимущества, но и недостатки метода. И выберете то, что подходит вашему ребенку и… по душе вам (Мама
тоже должна заниматься с удовольствием!) Наиболее действенные методики –
по «складам» (кубики Зайцева) и метод целых слов (Г. Доман).
Неверный выбор книги.
Сегодня я имела удовольствие познакомиться с книгой,
предназначенной для «первого чтения». Слова там были разбиты на слоги
(у меня через минуту зарябило в глазах от дефисов). Кроме того, слова
зрительно казались длиннее (и страшнее), чем они есть. Но самое главное –
это подбор лексики. Как вы думаете, надолго ли хватит
четырех-/пятилетку, если первая книжка будет изобиловать, к примеру,
эпитетами «вос-хи-ти-тель-ный» и «пе-ре-пон-ча-тый»? К сожалению, магазинные полки сейчас пестрят сомнительными шедеврами детской литературы.
Насилие.
Не уговаривайте и тем более не заставляйте ребенка
читать, если в этот момент он хочет поиграть со своей железной дорогой.
Не допускайте раздраженных и гневных интонаций. Не ругайте ребенка за
ошибки. Если их слишком много, сдержите свой педагогический пыл и не
исправляйте каждую.
Чтение должно ассоциироваться с удовольствием!
Как добиться того, чтобы ребенок испытывал удовольствие и радость от чтения?
Больше радуйтесь успехам ребенка, не скупитесь на похвалу и нежность – малышу очень важна Ваша поддержка в этом нелегком деле.
Отнеситесь ответственно к выбору книги.
Хорошо, если в ней крупные буквы и яркие картинки.
Но не только это важно. Если произведение вам не знакомо, не поленитесь
прочитать несколько строчек (желательно вслух). Тяжелый ритм, небрежно
подобранные рифмы, отсутствие динамики в сюжете – все это я встречала в
книжках для своего двухлетнего малыша. Если ваш ребенок постарше, то в
большинстве случаев действует принцип: если интересно читать маме, то
будет интересно и ребенку. Я до сих пор с огромным удовольствием
перечитываю истории о Вини-Пухе.
Создавайте книги сами!
Эту идею предлагает Сесиль Лупан, автор замечательной книги о раннем развитии ребенка «Поверь в свое дитя».
Если фотоаппарат всегда с вами, сделайте несколько ярких снимков вашего
малыша в различных ситуациях (не портреты). Вклейте фотографии в альбом
и придумайте по ним историю про ваше чадо с динамичным сюжетом.
Запишите ее крупными буквами. Читайте вместе с ребенком – он будет в
восторге .
Для детей постарше, которые умеют складывать буквы и
слоги в слова, но читают с неохотой, есть очень интересные советы от
кандидата психологических наук Юркевич Виктории Соломоновны. Она предлагает несложные и яркие методы (цитируем по ее работе «Чтобы ребенок любил читать...»).
Метод Кассиля
Выбирается интереснейший
текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на
самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних)
категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого
энтузиазма берется за книгу, в надежде, что кто-то сжалится, и прочитает
ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же
расхваливают ребенка за желание читать, и читают с ним вместе - строчку
ты, две строчки я. И так далее.
Метод Искры Даунис (детского психолога)
Однажды ребенок
просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в
двух крупных строчках сообщает ему, что хочет с ним дружить, а подарок
для него находится там-то и там-то. На следующее утро еще одно письмо,
где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему
билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И
потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а
читаются быстрее.
Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)
Ребенку разрешают читать,
только когда он хорошо себя ведет, и в награду не только дают
возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже
пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в
ознаменование радостного момента. Чтение- радость и праздник. И это
ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок
плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Родился этот метод, когда дети
начинали читать Книгу (священную книгу)…»
Читайте ребенку и вместе с ребенком!
Если вы думаете, что, читая ребенку, вы отбиваете у него потребность читать самому, вы ошибаетесь. Читайте ежедневно. Исследования показали, что хорошо читающим детям родители читали примерно час в неделю, то есть по 10 минут в день.
Читайте с выражением, подражайте голосам персонажей, смейтесь с
малышом, а главное, говорите с ребенком о прочитанном. Останавливайтесь и
просите ребенка угадать, что произошло дальше. Рисуйте вместе
иллюстрации к книге, придумывайте продолжения истории, обсуждайте
поступки героев. Но не превращайте обсуждения в занудные нотации: «Почему
Машенька потерялась? Потому что бабушку с дедушкой не слушала. Вот ты,
Славочка, сегодня тоже не слушался маму с папой и поэтому…».
Все наши рекомендации можно свести к трем словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Слушайте своего ребенка и себя. Выбирайте то, что подойдет вашему малышу.
|